Исполнение федерального бюджета Российской Федерации
Исполнение федерального бюджета - это процесс, происходящий в отношении госбюджета страны, который начинается с момента принятия законодательным органом федерального закона о бюджете в соответствующем году и длящийся в течение всего финансового года. В этот процесс водит две части (расходная и доходная), которые должны быть исполнены в установленном на законодательном уровне размере.
Доходная составляющая - заключается в своевременном поступлении денег из разного вида источников для выполнения запланированных проектов и целей по бюджету (налоги и прочие).
Расходная составляющая - заключается в последовательном выполнении всех запланированных проектов и контроле над расходами на их исполнение (обеспечиваются траты только в установленном диапазоне).
Таблица. Исполнение федерального бюджета Российской Федерации:
Годовой период, в годах | Значение, в млрд. рублей | Профицитное или дефицитное значение |
---|---|---|
2019 | 1565,8 | профицит |
2018 | 947,7 | профицит |
2017 | -407,8 | дефицит |
2016 | -1429,2 | дефицит |
2015 | -797,7 | дефицит |
2014 | -327,96 | дефицит |
2013 | -310,52 | дефицит |
2012 | -27 | дефицит |
2011 | 416,53 | профицит |
2010 | -1795,2 | дефицит |
2009 | -1811,8 | дефицит |
Представленная в таблице информация об исполнении бюджета РФ, приведена на основании данных опубликованных счетной палатой России.
График:
Из приведенных данных видно, что в первое полугодие 2019 года бюджет России исполнен с большим профицитом, который в предыдущие годы был исключительно дефицитным или малопрофицитным. Однако, имея такие большие запасы по денежным средствам правительство продолжает вести жесткую экономическую политику в стране, увеличивая прямые и косвенные налоговые поступления в бюджет (повышение акцизов на бензин, алкоголь и прочую продукцию, рост тарифов ЖКХ и т.д.). За 2018-2019 года правительственные чиновники по максимуму сократили социальные расходы: оптимизация больниц, школ и так далее. Все это ведет только к "удушению страны" и ухудшению текущей макроэкономической ситуации, провоцируя недовольство населения, социальную напряженность и подводя экономику к рецессии в 2020 году.
Изменение доходов фед. бюджета по видам налогов (млрд. руб., за I полугодие):
Наименование | 2018 | 2019 | Изменение |
---|---|---|---|
Налог на добычу полезных ископаемых | 2679,2 | 3141,9 | +462,8 |
Внутренний налог на добавочную стоимость | 1752,6 | 2059,8 | +307,2 |
Ввозной налог на добавочную стоимость | 1105,5 | 1299,2 | +193,6 |
Налог на прибыль | 457,7 | 585,8 | +128,1 |
Утилизационный сбор | 106,4 | 145,6 | +39,2 |
Акцизы на товары российского производства | 415,9 | 205,0 | -211,0 |
* Информация, представленная выше, основана на данных Счетной палаты России.
По данным из таблицы, расположенной выше, видно, что по сравнению с 2018 годом разного рода налоговые поступления выросли весьма значительно, но роста экономики в стране не наблюдается. Следовательно, еще большие поборы приводят только к большему обеднению населения (по данным Росстата за январь-март 2019 года число бедных граждан выросло на 500 тыс. человек и составило 20,9 млн. чел.), закрытию малых и средних предприятий, увеличенная налоговая нагрузка на которые загоняет их в долги и приводит к банкротству.
Уровень исполнения расходов на госпрограммы:
Наименование программы | янв.-июн. 2018 год, в процентах | янв.-июн. 2019 год, в процентах |
---|---|---|
Все госпрограммы | 41,8 | 42,9 |
Электронная и радиоэлектронная промышленность | 24,8 | 46,0 |
Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года | 21,6 | 31,0 |
Оборонно-промышленный комплекс | 22,4 | 27,7 |
Развитие Северо-Кавказского федерального округа | 20,2 | 22,1 |
Фармацевтическая и медицинская промышленность | 13,5 | 26,3 |
Не смотря на такие большие доходы, расходная часть за январь-июнь 2019 года исполнена всего лишь на 42,9%, что практические совпадает по значению с прошлым годом. За оставшиеся месяцы (июль-декабрь) правительство точно не успеет потратить имеющиеся триллионные доходы, а значит ни о каком "рывке" и своевременном исполнении национальных проектов речи идти не может.
График:
По мнению нашей редакции, для развития экономики и достижения заявленного президентом экономического роста выше среднемирового значения, необходимо:
1) отменить налоги на доходы граждан, которые получают ниже 25 тыс. рублей. Полученные деньги люди направят в экономику, потратив их на еду и другие товары. Это в свою очередь стимулирует рост производства на предприятиях;
2) увеличить налоги для богатых;
3) правительство должно начать рационально тратить бюджетные средства на инфраструктурные проекты и строительство/модернизацию существующих предприятий, что даст значительный экономический рывок. При этом необходимо тщательно следить за расходованием денег, избегая воровства, откатов и "пустого" освоения средств.