Динамика Фонда Национального Благосостояния России до 2019 года
Денежные средства, которые находятся в резервном запасе страны, называются фондом национального благосостояния. Его формируют в основном объекты, которые могут быть в любой момент проданы для выполнения соцгарантий, если резко сократятся доходы от минеральных ресурсов. Любой человек может ознакомиться с информацией о фонде национального благосостояния РФ – данные находятся в открытом доступе на официальном сайте Министерства финансов и каждый месяц обновляются.
Цели
ФНБ России входит в состав бюджета страны. Он является составной частью целостной системы своевременных пенсионных выплат гражданам страны. ФНБ обеспечивает увеличение пенсии будущим пенсионерам, формирующейся из личных накоплений. Кроме того одной из главных целей ФНБ является восполнение бюджета Пенсионного фонда в случае его внезапного дефицита. Таким образом, ФНБ является гарантом безопасности для пенсионеров.
Структура
Структура фонда национального благосостояния строится из 2х главных источников доходов:
- От сбыта нефти, угля и газа;
- С инвестиций, находящихся во владении резервного фонда ФНБ.
Законодательно предусмотрены и убытки от данных активов.
Расход средств
Размещение средств фонда национального благосостояния ограничено 3мя направлениями:
- Различные проекты, на которые выделяются финансы Внешэкономбанка;
- Поддержание стабильности и баланса Пенсионного фонда;
- Восполнение денежных средств в случае дефицита.
Регулирование
Центральный банк России полностью контролирует и регулирует объём ФНБ. В фонд входят ценные бумаги и валюта стран с хорошей кредитоспособностью.
Какое же влияние оказывает фонд национального благосостояния на сегодня?
Активы государства воздействуют на курс рубля по отношению к международным показателям. Они позволяют в случае снижения курса провести Центробанку мероприятия по поддержанию национальной валюты.
Резервы повышают рейтинг государства на международной политической арене, дают больше шансов взаимодействовать с другими странами. Инвесторы на данный момент представляют основную (до 35%) движущую силу, способную обратить активы в деньги. Если инвестиции снизятся, то приток средств в нашу страну тоже существенно сократится.
Наличие активов предполагает уверенность в завтрашнем дне для жителей страны и поддержание авторитета правительства. Практически все инвесторы – и крупные, и мелкие зависят от государственного сектора, поскольку он составляет наибольшую долю экономики страны.
Поэтому роль ФНБ не ограничивается пенсионными выплатами. Он также является показателем того, насколько вероятен в стране дефолт и определителем состояния экономики в стране для нерезидентов.
Многие страны образовывают подобные фонды, такие государства объединяют следующие черты:
Низкая кредитоспособность страны. Она выглядит непривлекательно на международной арене, инвесторов у неё практически нет. В то же время существуют такие страны (например, США), у которых нет нужды в создании резервного фонда. Потому что активы их предельно высоки в своей цене, а само государство может брать нелимитированное количество кредитов.
Фонд нужен для подстраховки, если в стране развита нефтедобывающая промышленность. Продукт в любой момент может снизиться в цене, сильно пошатнув государственный бюджет.
Если в стране экспорт превышает импорт при экономике, ориентированной на продажу товаров. (Например, Китай, Южная Корея).
К примеру, норвежский бюджетный фонд страны сегодня исчисляется 1 трлн $. Основным источником пополнения его является доход с продажи продуктов нефтегазовой промышленности. В 2017г. доход с продажи этих ресурсов составил 130 млрд $. Резервы Норвегии очень стабильны, поэтому инвесторы могут не переживать за безопасность своих средств. Именно большой резервный фонд даёт возможность норвежскому правительству выплачивать своим гражданам высокие пенсии (около 1745 $ ежемесячно). На душу населения величина фондовых средств составляет 208 тысяч долларов.
Статистика ФНБ
В нашей стране основную часть средств фонда составляет доход с экспорта нефти и газа, в случае если он превышает определённый показатель. Ежегодные перечисления в фонд составляли 1,9-7,7 показателя ВВП. Изначально в ФНБ направлялись средства с продажи нефти, если её стоимость была выше 20$/баррель, позже нижний показатель 27$ за баррель. Фонд национального благосостояния на 2018 год пополнялся за счёт экспорта нефти по цене 40$ за баррель. Показатель формируется из ценовой политики на нефть. К примеру, баррель нефти стоит 78 долларов.
Весь объём резервного фонда нашей страны делится на 2 части:
- Неликвидная – вклады в длительные проекты.
- Неликвидная – денежные средства, зарубежная валюта, драгоценные металлы, ценные бумаги.
Федеральный Закон №262 определяет виды активов, в которые фонд может вкладывать средства:
- Финансы Внешэкономбанка, ВТБ и Банка Газпром;
- Долговые обязательства нерезидентов;
- Совершать вклады в Центробанке;
- Ценные бумаги, определяющие долевое владение паевым инвестиционным фондом;
- Международная валюта (доля вложения для доллара 45%, для евро – 45%, фунт стерлингов 10%. Данные на начало 2018 года);
- Ценные бумаги компаний, осуществляющих развитие инфраструктуры нашей страны.
Согласно данным Минфина РФ на 01.12.2018 размер резервного фонда составляет 4567,75 миллиарда рублей.
Дата | в млрд. $ | в млрд. руб. | в % к ВВП |
---|---|---|---|
01.12.2018 | 68.55 | 4567.75 | 4.6 |
01.11.2018 | 75.60 | 4972.45 | 5.1 |
01.10.2018 | 76.30 | 5004.49 | 5.1 |
01.09.2018 | 75.79 | 5160.28 | 5.3 |
01.08.2018 | 77.16 | 4844.38 | 4.9 |
01.07.2018 | 77.11 | 4839.26 | 4.9 |
01.06.2018 | 62.75 | 3927.58 | 4.0 |
01.05.2018 | 63.91 | 3962.67 | 4.0 |
01.04.2018 | 65.88 | 3772.83 | 3.8 |
01.03.2018 | 66.44 | 3698.96 | 3.8 |
01.02.2018 | 66.26 | 3729.71 | 3.8 |
01.01.2018 | 65.15 | 3752.94 | 3.8 |
01.12.2017 | 66.94 | 3904.76 | 4.2 |
01.11.2017 | 69.36 | 4013.81 | 4.4 |
01.10.2017 | 72.57 | 4210.36 | 4.6 |
01.09.2017 | 75.36 | 4425.68 | 4.8 |
01.08.2017 | 74.72 | 4449.35 | 4.8 |
01.07.2017 | 74.22 | 4385.49 | 4.8 |
01.06.2017 | 74.18 | 4192.30 | 4.5 |
01.05.2017 | 73.57 | 4192.50 | 4.5 |
01.04.2017 | 73.33 | 4134.27 | 4.5 |
01.03.2017 | 72.60 | 4206.38 | 4.6 |
01.02.2017 | 72.46 | 4359.30 | 4.7 |
01.01.2017 | 71.87 | 4359.16 | 4.7 |
01.12.2016 | 71.26 | 4628.09 | 5.4 |
01.11.2016 | 72.20 | 4541.93 | 5.3 |
01.10.2016 | 73.11 | 4617.54 | 5.4 |
01.09.2016 | 72.71 | 4719.17 | 5.5 |
01.08.2016 | 72.21 | 4842.00 | 5.6 |
01.07.2016 | 72.76 | 4675.36 | 5.4 |
01.06.2016 | 72.99 | 4823.19 | 5.6 |
01.05.2016 | 73.86 | 4751.69 | 5.5 |
01.04.2016 | 73.18 | 4947.33 | 5.7 |
01.03.2016 | 71.34 | 5356.96 | 6.2 |
01.02.2016 | 71.15 | 5348.66 | 6.2 |
01.01.2016 | 71.72 | 5227.18 | 6.1 |
01.12.2015 | 72.22 | 4784.05 | 5.7 |
01.11.2015 | 73.45 | 4728.39 | 5.7 |
01.10.2015 | 73.66 | 4878.80 | 5.9 |
01.09.2015 | 73.76 | 4903.67 | 5.9 |
01.08.2015 | 74.56 | 4398.15 | 5.3 |
01.07.2015 | 75.65 | 4200.53 | 5.0 |
01.06.2015 | 75.86 | 4018.51 | 4.8 |
01.05.2015 | 76.33 | 3946.42 | 4.7 |
01.04.2015 | 74.35 | 4346.94 | 5.2 |
01.03.2015 | 74.92 | 4590.59 | 5.5 |
01.02.2015 | 74.02 | 5101.83 | 6.1 |
01.01.2015 | 78.00 | 4388.09 | 5.3 |
01.12.2014 | 79.97 | 3944.12 | 5.0 |
01.11.2014 | 81.74 | 3547.02 | 4.5 |
01.10.2014 | 83.20 | 3276.79 | 4.1 |
01.09.2014 | 85.31 | 3150.50 | 4.0 |
01.08.2014 | 86.46 | 3088.79 | 3.9 |
01.07.2014 | 87.94 | 2957.38 | 3.7 |
01.06.2014 | 87.32 | 3033.17 | 3.8 |
01.05.2014 | 87.62 | 3127.94 | 3.9 |
01.04.2014 | 87.50 | 3122.51 | 3.9 |
01.03.2014 | 87.25 | 3145.34 | 4.0 |
01.02.2014 | 87.39 | 3079.94 | 4.0 |
01.01.2014 | 88.63 | 2900.64 | 4.0 |
01.12.2013 | 88.06 | 2922.79 | 4.0 |
01.11.2013 | 88.74 | 2845.19 | 3.9 |
01.10.2013 | 88.03 | 2847.35 | 3.9 |
01.09.2013 | 86.77 | 2884.79 | 3.9 |
01.08.2013 | 86.90 | 2858.04 | 3.9 |
01.07.2013 | 86.47 | 2828.23 | 3.9 |
01.06.2013 | 86.72 | 2739.33 | 3.7 |
01.05.2013 | 87.27 | 2727.79 | 3.7 |
01.04.2013 | 86.76 | 2696.73 | 3.7 |
01.03.2013 | 87.61 | 2682.58 | 3.7 |
01.02.2013 | 89.21 | 2678.63 | 3.7 |
01.01.2013 | 88.59 | 2690.63 | 3.9 |
01.12.2012 | 87.47 | 2716.61 | 4.0 |
01.11.2012 | 87.19 | 2748.67 | 4.0 |
01.10.2012 | 87.61 | 2708.58 | 4.0 |
01.09.2012 | 85.85 | 2772.45 | 4.1 |
01.08.2012 | 85.21 | 2742.85 | 4.0 |
01.07.2012 | 85.64 | 2810.45 | 4.1 |
01.06.2012 | 85.48 | 2773.78 | 4.1 |
01.05.2012 | 89.21 | 2619.52 | 3.8 |
01.04.2012 | 89.50 | 2624.78 | 3.9 |
01.03.2012 | 89.84 | 2600.88 | 3.8 |
01.02.2012 | 88.33 | 2682.21 | 3.9 |
01.01.2012 | 86.79 | 2794.43 | 4.6 |
01.12.2011 | 88.26 | 2764.40 | 4.6 |
01.11.2011 | 91.19 | 2726.42 | 4.5 |
01.10.2011 | 88.69 | 2827.10 | 4.7 |
01.09.2011 | 92.63 | 2673.05 | 4.4 |
01.08.2011 | 92.70 | 2566.04 | 4.3 |
01.07.2011 | 92.61 | 2600.00 | 4.3 |
01.06.2011 | 92.54 | 2597.55 | 4.3 |
01.05.2011 | 94.34 | 2594.58 | 4.3 |
01.04.2011 | 91.80 | 2609.66 | 4.3 |
01.03.2011 | 90.94 | 2631.98 | 4.4 |
01.02.2011 | 90.15 | 2674.53 | 4.4 |
01.01.2011 | 88.44 | 2695.52 | 5.8 |
01.12.2010 | 88.22 | 2761.96 | 6.0 |
01.11.2010 | 90.08 | 2772.80 | 6.0 |
01.10.2010 | 89.54 | 2722.15 | 5.9 |
01.09.2010 | 87.12 | 2671.54 | 5.8 |
01.08.2010 | 88.24 | 2663.76 | 5.8 |
01.07.2010 | 85.47 | 2666.41 | 5.8 |
01.06.2010 | 85.80 | 2616.54 | 5.7 |
01.05.2010 | 88.83 | 2601.62 | 5.6 |
01.04.2010 | 89.58 | 2630.27 | 5.7 |
01.03.2010 | 89.63 | 2684.21 | 5.8 |
01.02.2010 | 90.63 | 2757.89 | 6.0 |
01.01.2010 | 91.56 | 2769.02 | 7.1 |
01.12.2009 | 92.89 | 2769.84 | 7.1 |
01.11.2009 | 93.38 | 2712.56 | 7.0 |
01.10.2009 | 91.86 | 2764.37 | 7.1 |
01.09.2009 | 90.69 | 2863.08 | 7.4 |
01.08.2009 | 90.02 | 2858.70 | 7.4 |
01.07.2009 | 89.93 | 2813.94 | 7.3 |
01.06.2009 | 89.86 | 2784.14 | 7.2 |
01.05.2009 | 86.30 | 2869.44 | 7.4 |
01.04.2009 | 85.71 | 2915.21 | 7.5 |
01.03.2009 | 83.86 | 2995.51 | 7.7 |
01.02.2009 | 84.47 | 2991.50 | 7.7 |
01.01.2009 | 87.97 | 2584.49 | 6.3 |
01.12.2008 | 76.38 | 2108.46 | 5.1 |
01.11.2008 | 62.82 | 1667.48 | 4.0 |
01.10.2008 | 48.68 | 1228.88 | 3.0 |
01.09.2008 | 31.92 | 784.51 | 1.9 |
01.08.2008 | 32.69 | 766.48 | 1.9 |
01.07.2008 | 32.85 | 770.56 | 1.9 |
01.06.2008 | 32.60 | 773.93 | 1.9 |
01.05.2008 | 32.72 | 773.82 | 1.9 |
01.04.2008 | 32.90 | 773.57 | 1.9 |
01.03.2008 | 32.22 | 777.03 | 1.9 |
01.02.2008 | 32.00 | 783.31 | 1.9 |
График динамики объема ФНБ РФ на конец 2018 года
Управление фондом национального благосостояния осуществляется через инвестиции, проводимые Министерством финансов и Центробанком. В первую очередь вложенные средства будут распределены между ценными бумагами долга США, международной валютой и драгметаллами. В связи с этим поддержание стабильности федерального бюджета в РФ скорее будет обусловлено не средствами ФНБ, а повышением налогов. В будущем году средства резервного фонда планируется сохранить для пенсионных выплат последующему поколению. Эти планы правительства могут пошатнуться, если нефть подешевеет. Какими будут меры при этом – неизвестно.
Инфографика. Распределение средств ФНБ в акциях российских банков:
Источник: Минфин РФ.
В будущем финансовая система РФ будет вполне стабильна даже при наложенных санкциях и низких показателях экономики. Устойчивость финансов обусловлена невысоким госдолгом России и непрерывным притоком средств в ФНБ.