Главная Статьи Динамика Фонда Национального Благосостояния России до 2019 года

Динамика Фонда Национального Благосостояния России до 2019 года

Денежные средства, которые находятся в резервном запасе страны, называются фондом национального благосостояния. Его формируют в основном объекты, которые могут быть в любой момент проданы для выполнения соцгарантий, если резко сократятся доходы от минеральных ресурсов. Любой человек может ознакомиться с информацией о фонде национального благосостояния РФ – данные находятся в открытом доступе на официальном сайте Министерства финансов и каждый месяц обновляются.

Цели

ФНБ России входит в состав бюджета страны. Он является составной частью целостной системы своевременных пенсионных выплат гражданам страны. ФНБ обеспечивает увеличение пенсии будущим пенсионерам, формирующейся из личных накоплений. Кроме того одной из главных целей ФНБ является восполнение бюджета Пенсионного фонда в случае его внезапного дефицита. Таким образом, ФНБ является гарантом безопасности для пенсионеров.

Структура

Структура фонда национального благосостояния строится из 2х главных источников доходов:

  • От сбыта нефти, угля и газа;
  • С инвестиций, находящихся во владении резервного фонда ФНБ.

Законодательно предусмотрены и убытки от данных активов.

Расход средств

Размещение средств фонда национального благосостояния ограничено 3мя направлениями:

  • Различные проекты, на которые выделяются финансы Внешэкономбанка;
  • Поддержание стабильности и баланса Пенсионного фонда;
  • Восполнение денежных средств в случае дефицита.

Регулирование

Центральный банк России полностью контролирует и регулирует объём ФНБ. В фонд входят ценные бумаги и валюта стран с хорошей кредитоспособностью.

Какое же влияние оказывает фонд национального благосостояния на сегодня?

Активы государства воздействуют на курс рубля по отношению к международным показателям. Они позволяют в случае снижения курса провести Центробанку мероприятия по поддержанию национальной валюты.

Резервы повышают рейтинг государства на международной политической арене, дают больше шансов взаимодействовать с другими странами. Инвесторы на данный момент представляют основную (до 35%) движущую силу, способную обратить активы в деньги. Если инвестиции снизятся, то приток средств в нашу страну тоже существенно сократится.

Наличие активов предполагает уверенность в завтрашнем дне для жителей страны и поддержание авторитета правительства. Практически все инвесторы – и крупные, и мелкие зависят от государственного сектора, поскольку он составляет наибольшую долю экономики страны.

Поэтому роль ФНБ не ограничивается пенсионными выплатами. Он также является показателем того, насколько вероятен в стране дефолт и определителем состояния экономики в стране для нерезидентов.

Многие страны образовывают подобные фонды, такие государства объединяют следующие черты:

Низкая кредитоспособность страны. Она выглядит непривлекательно на международной арене, инвесторов у неё практически нет. В то же время существуют такие страны (например, США), у которых нет нужды в создании резервного фонда. Потому что активы их предельно высоки в своей цене, а само государство может брать нелимитированное количество кредитов.

Фонд нужен для подстраховки, если в стране развита нефтедобывающая промышленность. Продукт в любой момент может снизиться в цене, сильно пошатнув государственный бюджет.

Если в стране экспорт превышает импорт при экономике, ориентированной на продажу товаров. (Например, Китай, Южная Корея).

К примеру, норвежский бюджетный фонд страны сегодня исчисляется 1 трлн $. Основным источником пополнения его является доход с продажи продуктов нефтегазовой промышленности. В 2017г. доход с продажи этих ресурсов составил 130 млрд $. Резервы Норвегии очень стабильны, поэтому инвесторы могут не переживать за безопасность своих средств. Именно большой резервный фонд даёт возможность норвежскому правительству выплачивать своим гражданам высокие пенсии (около 1745 $ ежемесячно). На душу населения величина фондовых средств составляет 208 тысяч долларов.

Статистика ФНБ

В нашей стране основную часть средств фонда составляет доход с экспорта нефти и газа, в случае если он превышает определённый показатель. Ежегодные перечисления в фонд составляли 1,9-7,7 показателя ВВП. Изначально в ФНБ направлялись средства с продажи нефти, если её стоимость была выше 20$/баррель, позже нижний показатель 27$ за баррель. Фонд национального благосостояния на 2018 год пополнялся за счёт экспорта нефти по цене 40$ за баррель. Показатель формируется из ценовой политики на нефть. К примеру, баррель нефти стоит 78 долларов.

Весь объём резервного фонда нашей страны делится на 2 части:

  • Неликвидная – вклады в длительные проекты.
  • Неликвидная – денежные средства, зарубежная валюта, драгоценные металлы, ценные бумаги.

Федеральный Закон №262 определяет виды активов, в которые фонд может вкладывать средства:

  • Финансы Внешэкономбанка, ВТБ и Банка Газпром;
  • Долговые обязательства нерезидентов;
  • Совершать вклады в Центробанке;
  • Ценные бумаги, определяющие долевое владение паевым инвестиционным фондом;
  • Международная валюта (доля вложения для доллара 45%, для евро – 45%, фунт стерлингов 10%. Данные на начало 2018 года);
  • Ценные бумаги компаний, осуществляющих развитие инфраструктуры нашей страны.

Согласно данным Минфина РФ на 01.12.2018 размер резервного фонда составляет 4567,75 миллиарда рублей.

Дата в млрд. $ в млрд. руб. в % к ВВП
01.12.2018 68.55 4567.75 4.6
01.11.2018 75.60 4972.45 5.1
01.10.2018 76.30 5004.49 5.1
01.09.2018 75.79 5160.28 5.3
01.08.2018 77.16 4844.38 4.9
01.07.2018 77.11 4839.26 4.9
01.06.2018 62.75 3927.58 4.0
01.05.2018 63.91 3962.67 4.0
01.04.2018 65.88 3772.83 3.8
01.03.2018 66.44 3698.96 3.8
01.02.2018 66.26 3729.71 3.8
01.01.2018 65.15 3752.94 3.8
01.12.2017 66.94 3904.76 4.2
01.11.2017 69.36 4013.81 4.4
01.10.2017 72.57 4210.36 4.6
01.09.2017 75.36 4425.68 4.8
01.08.2017 74.72 4449.35 4.8
01.07.2017 74.22 4385.49 4.8
01.06.2017 74.18 4192.30 4.5
01.05.2017 73.57 4192.50 4.5
01.04.2017 73.33 4134.27 4.5
01.03.2017 72.60 4206.38 4.6
01.02.2017 72.46 4359.30 4.7
01.01.2017 71.87 4359.16 4.7
01.12.2016 71.26 4628.09 5.4
01.11.2016 72.20 4541.93 5.3
01.10.2016 73.11 4617.54 5.4
01.09.2016 72.71 4719.17 5.5
01.08.2016 72.21 4842.00 5.6
01.07.2016 72.76 4675.36 5.4
01.06.2016 72.99 4823.19 5.6
01.05.2016 73.86 4751.69 5.5
01.04.2016 73.18 4947.33 5.7
01.03.2016 71.34 5356.96 6.2
01.02.2016 71.15 5348.66 6.2
01.01.2016 71.72 5227.18 6.1
01.12.2015 72.22 4784.05 5.7
01.11.2015 73.45 4728.39 5.7
01.10.2015 73.66 4878.80 5.9
01.09.2015 73.76 4903.67 5.9
01.08.2015 74.56 4398.15 5.3
01.07.2015 75.65 4200.53 5.0
01.06.2015 75.86 4018.51 4.8
01.05.2015 76.33 3946.42 4.7
01.04.2015 74.35 4346.94 5.2
01.03.2015 74.92 4590.59 5.5
01.02.2015 74.02 5101.83 6.1
01.01.2015 78.00 4388.09 5.3
01.12.2014 79.97 3944.12 5.0
01.11.2014 81.74 3547.02 4.5
01.10.2014 83.20 3276.79 4.1
01.09.2014 85.31 3150.50 4.0
01.08.2014 86.46 3088.79 3.9
01.07.2014 87.94 2957.38 3.7
01.06.2014 87.32 3033.17 3.8
01.05.2014 87.62 3127.94 3.9
01.04.2014 87.50 3122.51 3.9
01.03.2014 87.25 3145.34 4.0
01.02.2014 87.39 3079.94 4.0
01.01.2014 88.63 2900.64 4.0
01.12.2013 88.06 2922.79 4.0
01.11.2013 88.74 2845.19 3.9
01.10.2013 88.03 2847.35 3.9
01.09.2013 86.77 2884.79 3.9
01.08.2013 86.90 2858.04 3.9
01.07.2013 86.47 2828.23 3.9
01.06.2013 86.72 2739.33 3.7
01.05.2013 87.27 2727.79 3.7
01.04.2013 86.76 2696.73 3.7
01.03.2013 87.61 2682.58 3.7
01.02.2013 89.21 2678.63 3.7
01.01.2013 88.59 2690.63 3.9
01.12.2012 87.47 2716.61 4.0
01.11.2012 87.19 2748.67 4.0
01.10.2012 87.61 2708.58 4.0
01.09.2012 85.85 2772.45 4.1
01.08.2012 85.21 2742.85 4.0
01.07.2012 85.64 2810.45 4.1
01.06.2012 85.48 2773.78 4.1
01.05.2012 89.21 2619.52 3.8
01.04.2012 89.50 2624.78 3.9
01.03.2012 89.84 2600.88 3.8
01.02.2012 88.33 2682.21 3.9
01.01.2012 86.79 2794.43 4.6
01.12.2011 88.26 2764.40 4.6
01.11.2011 91.19 2726.42 4.5
01.10.2011 88.69 2827.10 4.7
01.09.2011 92.63 2673.05 4.4
01.08.2011 92.70 2566.04 4.3
01.07.2011 92.61 2600.00 4.3
01.06.2011 92.54 2597.55 4.3
01.05.2011 94.34 2594.58 4.3
01.04.2011 91.80 2609.66 4.3
01.03.2011 90.94 2631.98 4.4
01.02.2011 90.15 2674.53 4.4
01.01.2011 88.44 2695.52 5.8
01.12.2010 88.22 2761.96 6.0
01.11.2010 90.08 2772.80 6.0
01.10.2010 89.54 2722.15 5.9
01.09.2010 87.12 2671.54 5.8
01.08.2010 88.24 2663.76 5.8
01.07.2010 85.47 2666.41 5.8
01.06.2010 85.80 2616.54 5.7
01.05.2010 88.83 2601.62 5.6
01.04.2010 89.58 2630.27 5.7
01.03.2010 89.63 2684.21 5.8
01.02.2010 90.63 2757.89 6.0
01.01.2010 91.56 2769.02 7.1
01.12.2009 92.89 2769.84 7.1
01.11.2009 93.38 2712.56 7.0
01.10.2009 91.86 2764.37 7.1
01.09.2009 90.69 2863.08 7.4
01.08.2009 90.02 2858.70 7.4
01.07.2009 89.93 2813.94 7.3
01.06.2009 89.86 2784.14 7.2
01.05.2009 86.30 2869.44 7.4
01.04.2009 85.71 2915.21 7.5
01.03.2009 83.86 2995.51 7.7
01.02.2009 84.47 2991.50 7.7
01.01.2009 87.97 2584.49 6.3
01.12.2008 76.38 2108.46 5.1
01.11.2008 62.82 1667.48 4.0
01.10.2008 48.68 1228.88 3.0
01.09.2008 31.92 784.51 1.9
01.08.2008 32.69 766.48 1.9
01.07.2008 32.85 770.56 1.9
01.06.2008 32.60 773.93 1.9
01.05.2008 32.72 773.82 1.9
01.04.2008 32.90 773.57 1.9
01.03.2008 32.22 777.03 1.9
01.02.2008 32.00 783.31 1.9

График динамики объема ФНБ РФ на конец 2018 года

Управление фондом национального благосостояния осуществляется через инвестиции, проводимые Министерством финансов и Центробанком. В первую очередь вложенные средства будут распределены между ценными бумагами долга США, международной валютой и драгметаллами. В связи с этим поддержание стабильности федерального бюджета в РФ скорее будет обусловлено не средствами ФНБ, а повышением налогов. В будущем году средства резервного фонда планируется сохранить для пенсионных выплат последующему поколению. Эти планы правительства могут пошатнуться, если нефть подешевеет. Какими будут меры при этом – неизвестно.

Инфографика. Распределение средств ФНБ в акциях российских банков:

Источник: Минфин РФ.

В будущем финансовая система РФ будет вполне стабильна даже при наложенных санкциях и низких показателях экономики. Устойчивость финансов обусловлена невысоким госдолгом России и непрерывным притоком средств в ФНБ.

Читайте также
Комментарии